Вариативность исполнения механизма дороги занавеса.
13.12.2023
Любая современная сценическая площадка оснащается занавесом. Механизм осуществляющий раскрытие этого занавеса обычно называют дорога занавеса или дорога антрактно раздвижного занавеса или сокращенно дорога АРЗ. Механизм антрактно раздвижного занавеса состоит из следующих элементов: направляющие дороги занавеса, служащие опорой подвижным кареткам на которых крепится собственно текстильное полотно самого занавеса, выполненное из негорючей ткани, лебедки занавеса, шкафа управления, а также концевого и обводного блоков и приводного троса. Это основные элементы, которые есть в каждом механизме антрактно раздвижного занавеса в независимости от производителя. В зависимости от производителя, решаемой задачи и места размещения механизма занавеса, могут быть различные вариации компоновки этих элементов и узлов крепления.
Рассмотрим подробнее вариативные решения механизма занавеса.
Главную задачу плавного, одновременного и равномерного раскрытия двух полотен должен решать механизм антрактно раздвижного занавеса в любом исполнении. Вариантов исполнения механизма дороги занавеса придумано достаточно. Все они справляются со своей функцией, а также решают те или иные задачи экономии места, материалов и возможных узлов крепления.
Во-первых отличия могут быть в количестве направляющих, а точнее треков. В классической схеме каждая половина антрактно раздвижного занавеса размещаются на разных треках правом и левом. В этой конфигурации запах обеспечивается за счет перекрытия треков в средней части дороги занавеса. Однако для небольших сцен и легких занавесов возможна и однотрековая схема механизма занавеса, в которой каретки правого и левого полотна занавеса ходят по одной направляющей, а перекрытие полотен осуществляется благодаря особой форме ведущих кареток оснащенных штоком выносом, на котором крепятся внутренние края занавеса.
Следующим отличительным фактором является положение мотор редуктора относительно направляющих. В классической схеме мотор редуктор крепится на стене сценического кармана, которую пересекает плоскость занавеса, или на потолке либо колосниках в плоскости занавеса. Но для экономии пространства, и с оговоркой для легких занавесов, возможно крепление мотор редуктора непосредственно на направляющей дороги занавеса.
Третьим отличием будет компоновка командоаппарата. Для реализации автоматической остановки в крайних точках механизм занавеса оснащается концевыми выключателями. В классической схеме дорога занавеса оснащается двумя выключателями конечных рабочих положений и двумя выключателями аварийных положений, находящимися сразу за рабочими и выключающими мотор в случае если рабочие выключатели не сработают. Этот набор выключателей может быть собран в командоаппарат, закрепленный на мотор редукторе и связанный с приводным валом с помощью ремня или цепи, или быть в виде отдельно закрепленных концевых выключателей на направляющей дороги занавеса. Некоторые производители в качестве экономии пренебрегают аварийными выключателями, особенно при размещении таких выключателей на направляющих дороги занавеса. В качестве дополнительной защиты в этом случае увеличивают пятно срабатывания концевых выключателей за счет длинной планки - лыжи на ведущей каретке. Такая экономия оправдана при скользящей схеме крепления приводного троса, когда приводной трос может проскальзывать на шкиве мотора в конечном положении занавеса достаточно долго, для своевременного отключения питания. При жестком креплении приводного троса к барабану лебедки возможно вырывание троса или поломка самого механизма занавеса с необходимостью последующего ремонта.
Следующее отличие как раз касается способа крепления концов приводного троса – способа его закольцовки. Концы приводного троса могут быть закреплены на краях барабана лебедки – это жесткая схема крепления приводного троса, или концы троса могут быть закреплены к ведущей каретке – скользящая схема. При скользящем креплении трос может проскальзывать по барабану или приводному шкиву. В этом случае если концевой выключатель не сработает лебедка не порвет трос.
По схеме питания различают однофазную или трехфазной схему включения мотора. Предпочтение отдаем трехфазной схеме включения, кроме тех случаев, где это невозможно.
Следующие отличие также касаются электросхемы. В схеме управления может быть предусмотрена регулировка скорости. Кнопки управления могут быть с «автофиксацией», когда при нажатии кнопки закрыть двигатель будет работать пока не сработает конечный выключатель или не будет нажата кнопка «стоп» или без автофиксации – в этом случае движение будет пока держишь кнопку в нажатом положении. Это были основные отличия в исполнении механизма занавеса. Различные типы направляющих дороги занавеса были рассмотрены тут.
Пока нет комментариев